Прогулки по Барселоне в тени Гауди

Когда мы путешествуем, мы являемся самыми настоящими зрителями, мы созерцаем природу, культуру, общежитие, людей так, как будто для нас на сцене временного кусочка в пространстве сцены с представлением другой страны разыгрывается спектакль, автором которого являемся мы сами.

Несколько раз я была в Испании, и каждый раз я очаровываюсь этой страной вновь и вновь. Люди, шум, запахи, привычки, цвета, температура воздуха, море, океан, горы, равнины, оливы, апельсины, миндаль, архитектура, искусство, музыка, танец, песня, — все-все завораживает в этой стране. Кажется, что Испания живет какой-то мистической, грудной энергией дуэнде, о котором Гарсиа Лорка писал как о таинственной, демонической силе, овладевающей человеком и заставляющей его выйти за пределы собственного «я», ввергая его в мир магии и безумия.

В этом нет особой красоты, изящества, утонченности и романтики. Но есть выжигающая сила, которая способна дотянуться до того, что когда-то было вытеснено, спрятано, утеряно в глубинах бессознательного, но именно из-за чего чувствуешь, что ты живой.

Но это Испания. А речь пойдет о Барселоне.

Барселона – это первый город в Испании, который я посетила. И с тех пор у меня есть одна задачка, для которой я не могу найти ответа. В чем особенность Барселоны, что я никак не могу понять, нравится ли мне город или нет.

Я не думаю, что при ответе на этот вопрос можно руководствоваться размышлениями о вкусе: архитектура и градостроительные решения Барселоны мне не по вкусу. Кант писал, что чтобы определить, прекрасно ли нечто или нет, мы соотносим представление с субъектом и испытываемым им чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения.

Если соотносить мое представление о Барселоне с чувством удовольствия или неудовольствия, то получится каламбур. Потому что мое представление о Барселоне вызывает у меня чувство неудовольствия, но при этом, Барселона мне нравится, но нравится не так, чтобы «Ах!», а как-то по-другому. В общем, такие вот загадки придумала для меня моя путешественническая жизнь.

Для того, чтобы распутать клубок личных ощущений, попробуем провести небольшое расследование.

Итак, небольшая справка. История города берет свое начало от римлян. Хотя, как указывают некоторые источники, на месте современной Барселоны находят следы людей бронзового века, которые выращивали зерновые и добывали устриц. Называлось это племя лалеты (лаэты), но с приходом воинственных римлян мирная земледельческая жизнь окончилась. Напоминанием о лалетах служит проспект Виа Лаэтина. Сейчас Барселона является столицей автономной области Каталония и провинции Барселона.

Как только я впервые прилетела в Барселону, я услышала странные фонемы, которые сливались в слово «Гауди». Ударение нужно ставить на последний слог, потому как каталонский язык, на манер французского, по общему правилу ударение ставит именно на последний слог. А Антонио Гауди был истинным сыном Каталонии.

Мои первые прогулки по Барселоне были наполнены весьма странными событиями. Мужчина из Литвы, который устраивал шоу мыльных пузырей для детей, навязчиво пытался установить со мной контакт и пригласить на увлекательные секс-экскурсии и эротические представления в каком-то театре. Спасла меня от общества белокурого голубоглазого и очень говорливого кавалера семья из Башкирии, подарив мне скидку на проходку в зоопарк.

В другой день я пыталась посетить музей Пабло Пикассо, нашла здание, где было написано «Museu Picasso de Barcelona», но я обошла здание несколько раз в одну сторону и несколько раз в другую сторону, и не нашла входной двери. Как хотите, так и расценивайте это происшествие, но Пикассо и вправду дьявол, раз даже его музей не захотел меня впускать.

Через несколько лет при повторном путешествии в Барселону мне не удалось попасть на гору Тибидабо, потому что на глазах ушел последний вагончик фуникулера, взбирающийся в гору.

Я очень хотела погулять по Парку Гуэль, но прождала полтора часа, когда появятся билеты, а билеты так и не появились… Вернее, они появлялись целых три раза, но я не успевала их купить.

Что было хорошего в Барселоне? Гроза, прогулки до состояния стертых мозолей, покатушка на скутере с очаровательной жительницей Барселоны, влюбленной в свой город, которая отвезла меня в мотомагазин, и это не считая достопримечательностей.

Еще бы не испытывать амбивалетные чувства по отношению к Барселоне. Но не все так просто.

Мне повезло прочитать книгу прекрасного испанского писателя Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра». События из книги происходят в Барселоне. Автор описывает очень много таинственных, пугающих, значимых и атмосферных мест, где проходит жизнь героев романа – обычных жителей Барселоны. Но только описание совсем не яркое и вдохновляющее. Серость, страх, отчаяние, тайны  франкистской Барселоны. Когда читала роман, цветовая гамма и палитра ощущений Герники меня не оставляли.

Я даже как будто нащупала опору своим собственным туманным мыслям о Барселоне.

Попробуем найти некоторые ответы на загадки, обратившись к творчеству Антонио Гауди.

Несмотря на неудавшуюся попытку пройти в Парк Гуэль, все же краем глаза мне удалось запечатлеть в сетчатке взора мозаичность и яркость Парка.

История свидетельствует, что Гауди строил Парк по заказу крупнейшего предпринимателя, своего патрона Эусебио Гуэля.

В конце XIX века Гуэль побывал в Англии, где воочию увидел, как реализована идея города-сада. Безусловно, богатый, успешный предприниматель загорелся идеей воплотить и в Барселоне проект города-сада, для реализации которого и был привлечен Гауди.

По первоначальному замыслу Гуэля, приобретшего два поместья на тогдашней окраине Барселоны, общей площадью 15 га, земля должна быть поделена на 70 участков для жителей города-сада с населением порядка 300 человек. Участники проекта должны были подписать договор, который обязывал соблюдать несложные правила: запрещалось использовать парк в промышленных, торговых или профессиональных целях для сохранения добрых отношений с соседями. Не предполагалось наличие инфраструктуры, например, больницы, школы, хора, а ресторан возможно было построить только с разрешения самого господина Гуэля. Жители парка считались образованными и достаточно богатыми, чтобы обеспечить собственные потребности. Только отдых от городской суеты.

Разработка проекта началась в 1899 году. Полностью работы были завершены к 1914 году.

По замыслу архитектора необходимо было максимально сохранить природный ландшафт, ведь Гауди славился своим почтением к природе, особенно, к природе родной Каталонии.

Бывали случаи, когда он решал построить лестницу вокруг сосны вместо того, чтобы спилить сосну. Как говаривал архитектор, лестницу он соорудит за три недели, а для того, чтобы выросла сосна, потребуется 20 лет. Так, планировочным решением, позволившим не срезать глубоко грунт, но в то же время, сгладить склоны, стала система виадуков.

При входе в парк нас встречают стены из тесаного камня и два здания: павильон и дом привратника.

Автор фото: Андрей Мелкозеров

Название парка написано на керамических медальонах. Павильон и дом привратника вызывают ассоциации рождественских пряничных домиков из сказки. Украшения парка наводит нас мысль о том, что источником вдохновения для Гауди, служила природа и мифотворчество. Так, сказочные домики с намеком на борьбу Добра и Зла сменяются торжеством мифологии Древней Греции и национального духа Каталонии.

Парк украшен множеством фигур, скульптур змей, ящериц, драконов. Человеческая память тут же ищет любую зацепку за знакомые персонажи из Библии (змей-искуситель), из мифов (змей Пифон, поверженный Аполлоном). Лестница ведет к храму, а насладиться видом на храм возможно на бесконечной скамье, которая волнообразно обнимает площадь перед храмом. Среди рабочих были распространен анекдот о сотворении керамической мозаики. Сначала скамью, ограды парка обклеивали плиткой, а потом эту плитку разбивали, и клеили уже осколки.

По одним данным, в парке было построено только три дома, по другим данным – два дома. В одном жил сам Гуэль, в другом – до 1926 года Гауди (после Гауди переехал в Саграда Фамилию). Третий дом, если он был, принадлежал то ли художнику, то ли адвокату (в разных источниках разные сведения).

Еще одним незавершенным творением Гауди был Собор Святого семейства (Templo de la Sagrada Familia).

 

Автор фото: Андрей Мелкозеров

Очертания Храма очень напоминают силуэты каталонских гор, где расположен Монастырь Монсеррат.

Автор фото: Андрей Мелкозеров

Архитектура храма невероятно динамичная, как будто это живой организм со своим дыханием, ритмом, жизнью. Кажется, что в Храме нет ничего застывшего, только движение, снизу вверх, сверху вниз, как будто камень подвластен ветру и его голосам. Если обойти собор вокруг, то архитектура меняется. Потому что и архитекторы меняются.

Гауди начинал строительство Храма, это было делом его жизни. Гауди жил строительством Храма.

Как пишут авторы в нескольких источниках, Гауди не осуществлял предварительные расчеты и чертежи, он рисовал эскизы, а потом строил. Если у К. Малевича были эксперименты с архитектонами в виде макетов, то Гауди экспериментировал в натуральную величину с натуральными строительными материалами. В романе Д. Брауна «Происхождение» прекрасно описан пример тех макетов на цепях, которые делал Гауди.

Храм не достроен до сих пор, потому что строительство идет исключительно за счет средств прихожан. По имеющейся в Интернете информации Храм должны открыть в 2026 году, хотя начал Храм строиться в 1883 году.

Гауди при жизни сам очень много жертвовал на строительство храма. Большая часть вознаграждения, которое получал Гауди за свою работу, он отдавал на строительство Саграда Фамилии. Гауди мог не есть, бывало, что его ученики, когда мастер не появлялся на площадке, шли к нему домой и откармливали художника, в то время как он собирался уже умирать. Деньги были ни к чему Гауди, они нужны были Храму.

Есть легенда о том, что Гауди судился с заказчиком Каса Мила (La pedrera), и полученные деньги он сразу же направил на строительство Храма.

Создается ощущение, что Гауди и его архитектура создают мифологическую вуаль города. Не так уж и много произведений Гауди в городе, но ощущение, что первым именем является имя Гауди, а уже потом строится очередь других знаменитостей, среди которых Колумб, Пикассо, Жужоль, и т.д.

Наша прогулка подходит к концу, но ответ на поставленный в начале вопрос до сих пор не найден. Барселона открывает много тайн, но и забирает с собой секреты, которые мы храним в себе. Не так явно и не с такой горячностью, как остальная Испания, но тень Барселоны отбрасывается на впечатления. Барселону невозможно забыть, ее можно только изучать и впитывать истории, как будто погружаешься в грезы сновидения, в орнаменты цветов, в чешую дракона, что сотворены фантазией Гауди. Приключившиеся странности как будто бы случились не со мной, но они раскрасили тень Барселоны нелепостью и глупостью. Но основные краски кроются глубоко в истории, судьбе, архитектуре и атмосфере города.

  1. Музей Пикассо находится по адресу: Barcelona, c/ Montcada, 15-23, можно купить билеты он-лайн на сайте музея: http://www.museupicasso.bcn.cat/es/
  2. Парк Гуэль открыт для посещения (время для посещения лучше узнавать на сайте Парка (https://www.parkguell.cat/es/prepare-la-visita/horarios-y-precios/), т.к. оно сильно зависит от месяца, в котором Вы планируете путешествие). Стоимость билета составляет 8,5 евро при приобретении в парке и 7,5 евро при покупке online.

Также статью Вы можете найти в журнале ТАКт 🙂 http://takt-magazine.ru/progulki-po-barselone-v-teni-gaudi

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *