Действительно, я давно езжу на мотоцикле. Но все время как-то неуверенно, с волнением. Хотя, не скрою, обожаю далекие путешествия в одиночку. Никому не обязан, едешь в своем ритме, останавливаешься, где хочется и так, как хочется. Но все же я понимала, что хорошо бы потренироваться… Но было страшно записываться на занятия и уж тем более приезжать на них. В чем же дело? Попробуем разобраться 🙂
Так вот едешь на мотоцикле, катаешься, фантазируешь, глазеешь на происходящее. Все настолько прекрасно, что немного присвистываешь от удовольствия!
Жизнь кажется существующей. Мягкий теплый ветер, веселое золото солнца, радостная лазурь неба и причудливые фигуры облаков.
Жизнь кажется существующей. Мягкий теплый ветер, веселое золото солнца, радостная лазурь неба и причудливые фигуры облаков.
И тут… Эта невероятно ароматная и вкусная картина натыкается на чёрно-белый жезл гаишника.
Остановка, формальности, заботливо-щадящая робость в вопросе полицейского: «А не страшно ли ездить на мотоцикле?»
А потом… Ты просто едешь дальше по своим делам, возвращаясь к вопросу: «А не страшно ли…».
Очень долго я ездила на мотоцикле, задаваясь этим вопросом без какого-либо однозначного ответа.
Но поскольку я имела неосторожность учиться на психоаналитика, я решила разобраться с этим вопросом.
Чтобы ход размышлений был более понятным и близким читателю, мне очень сильно помогла Яна [https://vk.com/jasja], самый обаятельный мотоинструктор 🙂
Итак, вопрос: страшно ли ездить на мотоцикле? Да.
Про себя я могу сказать, что это действительно так. И я уже не стесняюсь и не скрываю этот страх. Бравада тут ни при чем. Также не имеет никакого отношения к страху и путям его преодоления расхожее заявление: «Чтобы преодолеть страх, нужно двигаться навстречу ему».
Если придерживаться этого принципа, можно не суметь прочувствовать границу между своими имеющимися навыками управления мотоциклом и реальной ситуацией. Так можно будет сказать, что функция Я провалит тест на испытание реальности. Ну а как еще можно объяснить так часто встречающееся оправдание: «Я не справился с управлением»?
Еще одним неприятным последствием при соблюдении обозначенного принципа движению навстречу страху может стать риск расшатывания своей тревоги до такой степени, что вовсе не подойти будет к мотоциклу, потому как действительно страшно, и мы знаем, что на дороге каждый нас хочет убить.
Я предлагаю забыть об этом красивом и героическом принципе и пойти другим путем.
Возможно о страхе помыслить с использованием другого ключа, того, который нам предоставляет психоанализ.
Фрейд в работе «Влечения и их судьба» иллюстративно затронул пример с инстинктом и внешним воздействием на человека. Так, при возникновении внешней опасности человек посредством мускульного действия обращается в бегство, т.е. избегает опасности. Эта схема условно работает, когда налицо мгновения, предшествующие ДТП. Такой страх мы можем назвать реальным страхом перед опасностью. Опасность действительно имеет место в объективной реальности.
Однако, в тех случаях, когда в погожий день хочется покататься, но к мотоциклу мы направляемся с легким ощущением (степень легкости у каждого своя) тревожности, нервозности, которые обычно отбрасываются, их хочется вытолкнуть подальше. А как только сел на мотоцикл, то и вовсе эти неприятные моменты могут исчезнуть.
Что это? Как таковой опасности здесь нет, однако, в нашем психическом что-то происходит, такое что-то, что плохо поддается контролю.
Для себя ответ я смогла сформулировать далеко не с первого раза, да и до сих пор остаются сомнения. Но такого рода страх принято называть невротическим.
Припоминается два момента.
Первый – внутреннее напряжение носит волнообразный характер, может появляться, может исчезать, и вообще не понятны закономерности возникновения таких ощущений.
Второй нюанс заключается в попытке ответить на вопрос, а чего же все-таки я боюсь, когда езжу на мотоцикле? И здесь начинаются действительные трудности. Попробуйте ответить на этот вопрос. Я боюсь, что меня собьют? А когда пешком хожу, тоже боюсь, что собьют? Вроде нет. Я боюсь, что я не справлюсь с управлением? Нууу…. Есть замечательные мотошколы и даже бесплатные занятия и мастер-классы. Тоже не подходит. Я боюсь… Я не знаю, чего я боюсь, когда езжу на мотоцикле, но все равно страшно? Когда я катаюсь на мотоцикле, я боюсь ездить на мотоцикле. Больше походит на правду, хотя звучит крайне странно и совершенно с нарушением всех правил логики. Но, как водится, чаще всего ответ на этот вопрос скрыт от нас.
В психоаналитической теории достаточно много написано о таком аффекте, как Angst (переводят и как страх, и как тревога, не будем вдаваться в подробности. Исключительно для целей заметки мы будем использовать как синоним, понимая, что все далеко не так однозначно). Причем, упоминается, что этот аффект не похож на остальные, у него есть свои особенности.
Существует отсылка к Фрейду в той части, что он говорил, что Angst (тревога, страх) не имеет своего объекта. Отсюда и ощущение, что боишься чего-то, хотя и сам не знаешь, чего. Но с Фрейдом не все так однозначно, поэтому сделаем отсылку дальше.
Французский аналитик Жак Лакан посвятил целый семинар исследованию аффекта тревоги (X семинар).
Итак, мы уже с вами знаем, что невротический страх не имеет перед собой какой-то реальной опасности (нууу, например, прямо сейчас бешеная бабулька не перебегает дорогу, размахивая клюшкой), соответственно, отсутствует элемент неожиданности и вроде как и бояться нечего.
Значит ли это, что такой невротический страх является ложным? Хочется ответить, как же он может быть ложным, если он вот самый настоящий, он есть, его даже пощупать можно (может участиться сердцебиение, например). Соответственно, страх реален! Однако, чтобы избежать противоречия, сделаем уточнения: он реален для нашей психической реальности.
То есть, объективных причин бояться нет, а страх есть. Соответственно, страх есть там, где есть отсутствие, пустота. Отсутствие – это ничто. Объектом страха является ничто? Такую логику я услышала на семинаре Александра Бронникова.ю посвященному модифицированной логике.
Чего я боюсь? Я боюсь ничто. И вот содержанием этого «ничто» может быть разнообразным!
Езда на мотоцикле – это то представление, тот кажущийся действительным объект страха, который по сути замещает это «ничто». На месте «ничто» с успехом может быть и страх начать свое дело, страх сесть за руль автомобиля, страх жениться (выйти замуж), и т.д., вариантов – бесчисленное количество!
Действительно, гораздо легче сказать: «Боюсь упасть», «Боюсь умереть», «Боюсь кого-то покалечить», чем признаться в том, что в действительности страшно увидеть, понять, вывести на сознательный уровень свою неидеальность, агрессивность, самоуверенность или что-то еще.
Опять же, о том, что может в действительности стать объектом страха, в рамках небольшой заметки можно только фантазировать. Например, бессознательное стремление к разрушению и смерти, жалости, зависть могут быть прикрыты словами «я боюсь кого-то покалечить».
Вечный процесс замещения и попытки объяснить, чего мы боимся, уводят далеко от действительных причин страха, порой даже ощущается некоторая ловушка.
Я предприняла попытку дать небольшую подсказку к тому, чтобы обратиться к себе и поразмышлять, действительно ли страшно ездить на мотоцикле, и если да, то почему?
Дальнейшая более тонкая и кропотливая работа будет заключаться в том, чтобы попытаться разобраться в этом «ничто». Но это уже совсем другая история.
После того, как мне открылись описанные механизмы, у меня появилась энергия, силы и желание не просто кататься на мотоцикле, а делать это правильно. Т.е. мои внутренние силы не отвлекаются на тревогу, а уже направляются на нечто новое и интересное, что и привело меня на уроки по вождению мотоцикла к несравненной Яне и мудрейшему Ромсу. Хотя раньше я очень сильно боялась ходить на такие тренировки.