Так писал Эдвард Мунк о себе, о том, что он ставит любовь на второе место, после своей работы. Совершенно верно, сейчас пойдет речь об Эдварде Мунке, чью выставку в Третьяковской галерее у меня получилось посетить в чудесные майские денечки. Расскажу не по секрету, выставка еще будет продолжаться до 14 июля 2019 года.
А
сейчас предлагаю взять интервью у художника.
Сложно говорить за всех, но очень хочется верить, что все знают норвежского художника Эдварда Мунка. Он странный человек, причисляемый большинством специалистов к экспрессионистам с неким следом импрессионизма. Но есть и иное мнение, которое подсказывает нам, что Мунк не был экспрессионистом, но и импрессионистом тоже не был. Единственное, что роднит Мунка с экспрессионистами, это цвет. Да уж… В очередной раз мозаика мнений!
Давайте спросим, что думал Мунк по поводу того, что творчество художника принято относить к экспрессионизму.
«Натурализм был одним мировоззрением
– Символизм и экспрессионизм – другим
– Пуантилизм, линейное искусство, модерн
и, наконец, кубизм были необходимыми упражнениями в стиле и технике».
Такую запись от 1934 года мы можем обнаружить. Как будто есть что-то, чем можно дышать, жить, чего можно придерживаться, но дополнительно есть еще и некоторые технические приемы. Это на искусство как таковое не особо влияет, поскольку искусство – это явление совершенно иного порядка и сущности.
Правда ли, что господин Мунк пытался дать определение тому, что называется искусством? Посмотрим на ответ: «– Искусство – это форма картины, претворяемая через нервы человека – его сердце – мозг – глаз». Это не единственная попытка Мунка дать подсказки в понимании того, что такое искусство. Причем, не просто искусство в общеупотребительном значении, а то, чем же является искусство для художника.
Насколько же это кристально тонкое замечание мастера, который жил и дышал искусством! Мне как психоаналитику такая мысль невероятно близка. Отверстия нашего тела (например, глаза) помогают нам видеть, чувствовать, представлять, воспринимать. Но, несмотря на практически одинаковое анатомическое строение, мы чувствуем по-разному, делимся своими собственными впечатлениями, называем только нам присущие оттенки эмоций.
Пока в холле Третьяковки я ждала подругу, с которой мы заранее договорились о формате психоаналитической экскурсии на выставке Мунка, я услышала сдавленный голос женщины, которая делилась своими впечатлениями: «Полтора часа в очереди за билетами стоили этого…». Вот уж интрига!
Даже самое небольшое приближение к картинам Мунка вызывает некоторое волнение и непонимание того, что же все-таки происходит при взгляде на картины. По только что сформированной традиции обратимся за помощью в поисках ответа к Мунку, и вот что мы получили: «Объяснить картину невозможно
– Она и написана потому, что иначе не объяснишь –
Можно лишь дать тонкий намек
на ее изначальный смысл».
Чувствую огромную благодарность Мунку за его необыкновенную способность говорить со зрителем через произведение искусства. Картины еще на долгое время останутся в моем сердце. Вам же, дорогие читатели, предлагаю воспользоваться возможностью, которую нам предоставила Третьяковская галерея, организовав выставку как живописных полотен, графических работ, так и фоторабот Эдварда Мунка. Буду рада ответить на вопросы об организации похода в Третьяковскую галерею, а также на вопросы, предложения и недоумения, которые складываются вокруг творчества Мунка (мои контакты на сайтеwww.psycursions.ru).