Топики Фрейда и топология Лакана

Не требуется специального образования, чтобы сказать о том, что слова «сознательное», «бессознательное», «я», «супер-эго», какое-то менее понятное «оно» известны почти каждому. Можно даже отметить, что все описанное практически вошло в речевой оборот, наверное, к этому еще пресловутое «подсознание» добавляется, но мы не будем употреблять это название.

Когда смелость в познании возрастает настолько, что был закончен ВЕИП, то появляется понимание,что все описанное выше можно обозначить несколькими эмоционально окрашенными словами: «очень просто, это же топики Фрейда» и «невероятно сложно, это же бесконечный поиск ответов на вопросы, что же такое топики Фрейда».

Чуть позже студент сталкивается со словом «Лакан». Слово это добавляет невероятных сложностей и в то же время, очень тонкое впечатление понимания, укрытое тотальным непониманием того, что происходит в поле психоанализа. К топикам Фрейда добавляется топология Лакана.

В 52 письме Флиссу Фрейд отмечает и рисует следующее: «Таким образом, принципиальная новизна моей теории заключается в утверждении, что память наличествует не просто один-единственный раз, но предполагает повторения, что она записывается, фиксируется (niederlegt) с помощью различных знаков. Я ранее уже выдвигал гипотезу о подобного рода перестройке (в “Афазии”), но в отношении проводящих путей нервной системы от периферии (тела к коре головного мозга) 2. Каково же число таких записей, я не знаю. По крайней мере, их три, а может быть, и больше. Я это изобразил в следующей схеме, в которой предполагается, что индивидуальные записи разделяются (причём не обязательно топологически) в зависимости от их нейронных носителей.»

И далее следует картинка и расшифровка к ней:

«W [Wahrnehmungen (восприятие)] — это нейроны, в которых рождаются восприятия, и с которыми связано сознание, но которые сами по себе не сохраняют никаких следов свершившегося события. Ведь сознание и память исключают друг друга.

Wz [Wahrnehmungenszeichen (знаки восприятия)] — это первая запись восприятий, совершенно неспособная дойти до сознания, сложенная мгновенной ассоциацией.

Ub [Unbewusstsein (бессознательное)] — это вторая запись, сложенная отношениями иными характера, вероятно каузального. Следы Ub похоже соответствуют концептуальным воспоминанием, также не доступным для сознания.

Vb [Vorbesusstsein (предсознательное)] — это третья запись, связанная с вербальными представлениями, соответствующими официальному я. Происходящая отсюда нагрузка становится сознательной, если соответствует определённым принципам. Это вторичное мыслящее сознание, возникающее с запаздыванием во времени, вероятно связано с галлюцинаторными переживаниями словесных представлений, так что нейроны сознания снова станут нейронами восприятия и, как таковые, лишенными следов события…

Bew [Bewusstsein] — это сознание. Эти аббревиатуры являются предшествующими уже известной Бсз, которая впервые будет представлена в 64 письме Флиссу (от 31 мая 1897 года), а также в части Б 7-ой главы его “Толкования сновидений”.».

В статье «Бессознательное» Фрейд дает дополнительную коннотацию, указывая на то, что «психический акт проходит через две фазы различных состояний, между которыми заключено своего рода испытание (цензура)». При этом, если серьезно отнестись к топике психических актов, то должно обратить внимание на возникающее в этом месте сомнение: «если какой-нибудь психический акт испытывает превращение из системы Ubw в систему Bw (Vbw), то следует ли нам предполагать, что с этим превращением связана новая фиксация, как бы вторичная запись означенного представления, которая, следовательно, может иметь место в новой психической локальности, и первоначальная бессознательная запись сохраняется наряду с новой?».

Заданный Фрейдом вопрос, с опорой на графическое изображение некоего психического акта, причем, существующего в виде топической записи, ставит вопрос о пространственном соотношении различных мест: бессознательного, сознательного, предсознательного.

Имея входящий импульс в виде восприятия, который следует к сознанию, создается ощущение, что психический акт прерывается, когда достигает системы сознания. Места не могут сомкнуться, существует разрыв. Наглядно метрическое изображение демонстрирует различные места. Исходя из указанной Фрейдом схемы невозможно сделать вывод о том, что восприятие может быть не только из внешнего мира, но и внутренним. Выход представления через операции, которые обозначены Фрейдом в виде перевода восприятия в сознание, как будто бы является выходом вовне.

Но вопрос Фрейда более тонкий. В частности, может ли представление в результате перевода перейти в сознание и стать вновь бессознательным? Таким образом, появится вторичная запись с сохранением первоначальной, бессознательной записи.

Фрейд в статье «Бессознательное» остается с указанным вопросом, но допускает и иной, третий, ответ на него.

На наш взгляд в обозначенной топике Фрейда пространственно разнесены выделенные процессы. Но отсутствует временное измерение.

Во второй топике Фрейда, через такие понятия, как телесность Я и «проекция» Я в психическом можно попробовать говорить о временном измерении.

Во 2 семинаре Лакана Валаберга предпринимает попытку преодолеть препятствие, и сворачивает обозначенную схему в круг. Но после рассуждения и со ссылкой на Фрейда он отказывается от такого решения. «Фрейд говорит именно о линейном разворачивании схемы. Если бы он хотел сделать ее циркулярной, он ее такой бы и сделал».

Замыкание в круг действительно не решит обозначенную проблему записей в топиках. Помещение схемы в круг в каком-то роде сотрет различия между различными обозначенными Фрейдом местами, это будет всего лишь круг, и соответствующая точка фиксации может находиться в любом месте круга.

Лакан уже говорит о топологии. Ненадолго вернемся к 52 письму Флиссу: «индивидуальные записи разделяются (причём не обязательно топологически) в зависимости от их нейронных носителей».

Если взять элементарное определение понятия «топология», то мы узнаем, что это раздел математики, изучающий: в самом общем виде — явление непрерывности; в частности — свойства пространств, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях]. Отметим самое важное для нас: непрерывность, свойства пространства, деформации.

Лакана интересует не столько топика сама по себе, не столько место в психическом, сколько взаимодействие, отношения в психическом.

Через топологию возможно проследить указанное взаимодействие. Топологические фигуры являются тем выходом, когда представляется возможным соединить разрозненные части графического отрезка, не прибегая к циркулярности, но при этом, возможно ввести новые условия.

Такими условиями можно назвать регистры, которые выделяет Лакан.

В статье «Имена Отца» Лакан обозначает весьма похожую со схемой из письма Флиссу запись:

«rS — ri — iI — iR — iS — sS — SI — SR — rR — rS»

Восприятие аналитика, реализация образа, т.е. от восприятия знака возможно перейти к знаку восприятия. Дальнейшие преобразования показывают, как происходит воссоздание (заметим, не новое создание, а имеется некий оттенок повторения, «ВОСсоздание») символа. Интерпретация символа аналитиком, голос аналитика и позиция аналитика обозначают новое место, место для признания желания (как будто бы преодолевается некоторая цензура). Обозначение «rS» в письменности кажется тождественным первому обозначению, но проделанная работа влечет за собой два вывода:

  1. Если не произойдет реализации символа, как говорит Лакан, то запись из одной системы не сможет быть переведенной в другую систему, но она останется буквенно выглядеть как «rS».
  2. Если произойдет реализация символа, то «rS» не совпадет с первоначальным «rS» при внешнем полном сходстве.

Таким образом, получается, как будто запись одна, но их две. Причем, вторая может не случиться.

Инстанции, введенные Лаканом: Вооброжаемое, Символическое и Реальное, — служат тому, что становится возможным ввести различия. Причем, различия, не разнесенные по разным местам в психическом, а находящиеся во взаимосвязи и в постоянных взаимоотношениях.

Знак в Воображаемом не то же самое, что знак в Символическом регистре. За счет пульсации бессознательного и столкновения либо с Реальным, либо со следами, оставшимися после столкновения с ним, возможна различная артикуляция знака в речи. Аналитик за счет аналитической позиции и аналитического слушания имеет возможность вводить соответствующие различия и обращать их в адрес анализанта.

Отдавая себе отчет в построении некой воображаемой конструкции, мы сделаем предположение.

Топология демонстрирует некие свойства и принципы действия топологических фигур. Как ни осуществляй их деформацию, свойства не изменятся. Представление топологической фигуры наглядно (например, тор) может служить тем самым Воображаемым регистром, когда кажется, что все понятно, когда якобы расшифрована «структура субъекта».

Нанесение аналитиком разрезов, купюр, изменение синтаксиса, т.е. когда осуществляется работа Символического, влечет через измерение Реального формирование новых связей, осуществление неких новых записей.

Без разрезов, но только путем деформации не изменить свойства топологической фигуры. Однако, и разрезы не получится сделать произвольно, не учитывая свойства топологии и этическую позицию аналитика. Объясняющие психологические теории создают стойкое ощущение, что описываемые процессы в терапии происходят без работы бессознательного, а именно, без указанной части:


Например, есть восприятие анализанта (запрос, что-то, что беспокоит), которое через наделенный определенным смыслом символ (например, в транзактном анализе – определение позиции ребенка, родителя или взрослого) становится даже не знаком восприятия, а восприятием знака со стороны сначала аналитика (диагностика), и потом через демонстрирование аналитиком – со стороны анализанта путем совершения какого-либо сознательного высказывания (признание наподобие: «да, действительно, я ребенок»).

В обозначенной схеме отсутствует Реальное и Символическое. Соответственно, не происходит перезаписи, имеется только метрическая схема, которая вполне спокойно обходится без субъекта, без работы бессознательного, в линейном хронологическом времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *