МАКБЕТ. КИНО — ДУБЛЬ 2

Леди Макбет и Дункан, сцена из спектакля (http://lensov-theatre.spb.ru/)

Первое посещение спектакля Ю. Бутусова в Театре им. Ленсовета «Макбет. Кино» вонзило в меня мысль: обязательно нужно повторить. Не так давно этот повтор случился, и я вновь на сцене театрального действия времен, описанных Шекспиром.

После второго посещения я не могу исключить и третий поход, который также может не стать конечным. Разве только что спектакль снимут с репертуара. Очень не хочется думать об этом, но новости Театра не радуют. Год с лишним собиралась на спектакль «Кабаре Брехт» и вот уже купила билет, как прочитала новость на странице Театра в социальных сетях, что с 25 марта этот спектакль снимают с репертуара, и он переходит на архивные страницы истории. Меня же вот какая штука заинтересовала после повторного просмотра спектакля «Макбет. Кино». Что именно повлекло меня на сцену? Я же в курсе сюжета, точно помню постановку, тот шок, который на меня произвело все, что творилось на сцене. Тяжелое, громкое, кровавое действие, полное жестокости, варварства и неподдельного безумия.

http://lensov-theatre.spb.ru/
Дункан, сцена из спектакля (источник)

Вспомните, дорогие читатели, такую штуку. Рассказывает вам кто-то историю о том, как случилось посетить кино или спектакль. И вот, в самый интересный момент вы восклицаете: «Не спойлери!». Или читаем мы отзыв кинокритика и видим фразочку: «чтобы не спойлерить…».

К чему же я…

Мы прекрасно знаем, что слово «спойлер» означает некую информацию, которая способна испортить впечатление от книги или фильма, потому что в той или иной степени раскрывает сюжет произведения.

Если быть откровенной, я никогда не понимала возмущения от того, когда сюжет становится известной. Сюжет – это всего лишь сухой набор фактов, какая-то линейно собранная штука типа «жил, потом был, потом женился, потом умер». Когда мы идем в театр, очень часто мы смотрим то, что по сюжету нам известно. Экранизация литературного произведения тоже отсылает к тому, что уже давно прочувствовано. Но это все не останавливает нас от того, чтобы посетить кино, театр, концерт, да еще и не по одному разу. Например, начиная с 2003 года каждый Новый год я смотрю фильм «Властелин колец».

Вот я и задаюсь вопросом: почему же может раздосадовать то, что кто-то всего лишь упомянет линейку событий?
Если совершенно случайно или намеренно стала известна развязка, может ли быть испорчено впечатление? Или же восклицание «не спойлери!» — всего лишь повод выплеснуть эмоцию на рассказчика? Что именно пугает в спойлере?

Произведение искусства состоит далеко не только из сюжета. Произведение искусства имеет свою собственную функцию, которая может проявить себя как минимум в эстетическом взаимодействии со зрителем. Но может случиться и более глубокое воздействие, возможно даже и психическое потрясение! Например, я прекрасно знаю сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», и эта история никогда меня не трогала. Но когда в Мариинке я увидела балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», я расплакалась в конце, насколько сильно было впечатление и напряженность, которые создали музыка и танец.
До сих пор лучшие умы нашей планеты не могут дать ответа на вопрос о том, что такое искусство, поскольку ответ этот никогда не полон. Это придает особое очарование сфере искусства. Но в чем я уверена на миллион процентов, так это то, что искусство без зрителя не может состояться. Только акт зрительского внимания может дать произведению искусства громкое и ответственное звание принадлежности к искусству. В таком случае восприятие произведения искусства может стать настоящим событием, которое способно передать зрителю некое неповторимое послание.

Повторный просмотр «Макбет. Кино» подарил более тонкое вчувствование в ткань спектакля. Все 5 часов напряжение было сильнее, чем в первый раз. И в то же время появилось какое-то смутное ощущение своей собственной причастности к происходящему на сцене. Особо ценным показалось молчание, которое стало звучащим, живым, мелодичным и бесконечно наполненным любовью. Цветовой взрыв последней минуты последней сцены спектакля стал причиной остановки дыхания и брызга слез. Повторение подарило свободу переживания, а не только ожидания того, что же будет дальше.
Делитесь своими впечатлениями о произведениях искусства без страха сказать лишнее, поскольку лишнего в искусстве быть не может! Статья также опубликована в журнале ТАКт

Статья также опубликована в журнале ТАКт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *