Ссылка на источник: http://www.museoreinasofia.es/coleccion/obra/guernica
Что же такого дьявольского в Пикассо? Почему, с одной стороны, такое широкое признание, с другой стороны, сопротивление непонимания? Попробуем разобраться вместе, дорогой читатель! А предметом нашего исследования будет картина Герника.
Когда в 1940 году к Пикассо пришли люди из гестапо, они увидели на его столе открытки с репродукцией «Герники». Один из офицеров, указав на открытки, спросил с неприязнью: «Это сделали вы?» На что Пикассо ответил: «Нет. Это сделали вы. Можете взять себе на память».
История испанского города Герники, его трагическая судьба была услышана мной в какой-то передаче, даже и не припомню. В этой же передаче я краем глаза увидела картину Пабло Пикассо, которая иллюстрировала тот ужас, который влечет за собой война. Впечатления от этой картины были настолько сильными, что при возникновении возможности увидеть картину своими глазами, я не преминула воспользоваться таким подарком судьбы.
Небольшая историческая справка.
26 апреля 1937 года немецкая авиация варварски разбомбила небольшой город на севере Испании (в стране Басков), операция называлась «Кондор», и имела даже военные цели, а не беспощадное запугивание мирного населения, — уничтожение заводов по производству и хранению оружия. В это время на территории Испании шла гражданская война между республиканцами и ультраправыми, руководимыми генералом Франко. Сам Франко и его последователи до сих пор отрицают свою причастность к произошедшему и связи с немецкой армией. После бомбардировки в город вошли итальянские войска. Очень странная и запутанная история. Невероятно много секретов, тайн и политических мотивов. Мы, живущие в другой стране, можем черпать только слухи. Но факт остается фактом, города больше нет. Сейчас, современная Герника, это развалины после бомбежки 1937 года. К слову, военный завод так и не был уничтожен.
Напомним себе, что это 1937 год. Население еще не перегружено историями о насилии, и убийство не популяризовано.
Картина Пабло Пикассо «Герника» в настоящее время выставлена в Музее королевы Софии.
В спешке, поскольку у меня было действительно мало времени, я добежала до Музея, интуитивно нашла нужный мне зал, до того, как посмотреть на картину, прочитала краткое описание создания картины, и только потом я осмелилась взглянуть на само произведение Пабло Пикассо.
Ступор. Смятение. Возмущение. Гнев. Осколки. Волнение. Ужас. Раздробленность. Хаос. Взрыв.
Пабло Пикассо написал эту картину, огромное полотно (349,3 × 776,6 см) за очень короткое время, всего за месяц.
Республиканцы заказали Пабло Пикассо картину для демонстрации на Всемирной выставке в Париже, которая состоялась в середине 1937 года.
Возможно, что Пикассо был движим яростью и гневом, поэтому картина на свет родилась так быстро и стремительно.
Много написано об этой картине, и самое популярное, что мы можем слышать, да кому нафиг нужна такая ляпня-мазня.
Немного поднимем глаза выше, к истории, которая послужила сюжетом для картины.
Война. Нет цвета, а отсутствие цвета, отсутствие жизни — это черный. Но война — это также такой хаос и беспорядок, когда смешивается все, смешиваются все цвета, все мыслимые эмоции, чувства, представления, а смешение всех цветов — это белый.
Настроение войны — черно-белое.
Что мы видим, глядя на картину? Да, хаос, да, страх, да, тревогу, да, даже жизнь, так как младенец, пусть и мертвый младенец, это все равно какая-то жизнь, ведь жива его мать, вероятно, жив отец или тот, кто сможет стать отцом, стало быть, возможна новая жизнь. Но я не это вижу, я вижу призраков. Призраки вселяют потусторонний ужас, который осколками обода разбившейся лампы впивается в шею и при каждой попытке пошевелиться забирает желание жить. Призраки войны, расчлененность не только телесная, но и душевная, зловещие воспоминания преследуют тех, кто остался жив, и передаются последующим поколениям, чтобы не забыть.
Холодный свет лампы встречается с теплым светом свечи. Даже в таком ужасе есть тепло и надежда.
Мы видим множество персонажей, видим замкнутое переполненное пространство, которое расширяется до бесконечности, благодаря маленькому окошку в двери. Мы не знаем, что за этим окошком, но мы чувствуем невероятный накал и напряжение внутри этого созданного войной пространства, и, возможно, кто-то все же осмелится выйти за границы этого пространства. Заметим, руки к окошку простер человек, а не иное существо из сюжета картины.
На мой взгляд, иной стиль живописи не смог бы настолько ярко и эмоционально выразить ужас войны. Глядя на картину, любой почувствует сопротивление. Это не предмет для восхищения с точки зрения искусства как арт-терапии. Эта картина — яркая эмоциональная вспышка — реакция на зло, которое влечет война. Глядя на картину, мы не ведем диалог с художником, здесь нет загадок или скрытого символизма. Пикассо был принципиален в своей позиции, в частности, он лично контролировал процесс возвращения картины в Испанию и не давал согласия на ее возвращение. «Герника» была помещена в Музей Прадо только в 1981 году. А с 1992 года — хранится в Музее королевы Софии.
Полезная информация о Музее королевы Софии(Museo Nacional Centro de arte Reina Sofia): Мадрид, Calle Santa Isabel, 52, Здание Сабатини, 2 этаж, зал 206, http://www.museoreinasofia.es. Найти этот музей совершенно не сложно. Он находится недалеко от прекрасного вокзала Аточа.
С удовольствием поделюсь информацией о том, как спланировать свою поездку в Мадрид 🙂